воскресенье, 16 сентября 2007 г.

добрый человек








Леонардо изобразил воплощение мужчины.

Я пыталась создать женщину в образе жизни, в словах, во всём, в чём отражаюсь, чтобы быть увиденной. Искала своё отражение и... испытала стыд (страх божий) от разорванности связующей нити.

Не дай Бог утерять!



Сегодня я плавала в бассейне и никто мне не мешал.
Все вежливы со мной. Чиновник взял под козырёк, сосед похож на Сократа.


Л. сказал: "прости, я сбесился от страха" - испугался Солнечного Зайчика :(
Ай-яй-яй-яй-яй! Как же не стыдно - все секреты видно!

О дал прочесть дневник, и голос у него ломается - мужает :)
А получил трёпку от М ... надеюсь, что извлечёт смысл из жизненного опыта.

....................................................................................



Думаю, что хороший человек - тот, кто не утерял стыд, потому отличает добро (от зла)
Интуитивно или рассудочно, от рождения или из иных источников, но знает (исполняет)

Добрый человек утверждает, а не отрицает добро.

Он может сколько угодно сомневаться в формах, но не в сути.


Добрый человек - свидетельствует о Добре.

11 комментариев:

Tatiana комментирует...

... Прямо или косвенно, но добропорядочные русскоговорящие люди "проходили Пушкина", худо-бедно получая культурную прививку. Краем уха слышали литературный русский язык. Эти люди вольно или невольно, но образовывались. Заучивая наизусть, проникались мелодией гармонии, которая звучит в его поэзии.
В сознание ронялись зёрна откровений - о добре и зле, о благородстве и подлости. Зёрна всходили в час, если кто искал исхода, будили сознание. Человек, вдруг, начинал понимать ту или иную жизненную ситуацию - не в своей привычке, а отстранённо.
И не важно, кто там - в отстранении - говорит: вспорхнувшая душа ? Пушкин или сам Бог? Но важно, что возникает вопрос, а вслед и ответ. Путеводная нить, вдруг, натянулась - словно сам Господь поймал на удочку наивную душу и тянет, вопреки, казалось бы, течению... И хочется отцепиться, чтобы просто плыть, наблюдя небо и берега, слушая шелест струй и ощущая движение... Однако, только ощутил прекрасное мгновение бессуетного созерцания, как черт дернул... и понесло опять - куда?
Как отличить, кто ловит душу - к добру или к злу, на спасение или на погибель?
Вот, вопрос, понуждающий мысль вновь и вновь совершать круговорот и поисках своей природы. А откажешься слышать и отвечать - утеряешь человеческую сущность и связь с миром. Бог или дьявол, но они - стороны света, а человек - компас = мацпен. Совесть (мацпун) - хрупкая, но упрямая стрелочка, которая живёт и дёргается в поисках сторон света. Она дрожит от сомнений и свободы, которая у неё только и есть в застывшей символике круга, вписанного в жесткую форму.

А так добро побеждает зло:
http://fr.youtube.com/watch?v=d08C6n5tdpo&feature=related

Tatiana комментирует...

Этика Иммануила Канта
основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками

«Поступай всегда так, чтобы принцип твоего поведения мог стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;
«Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда – как к средству».



Н. Г. Чернышевский:
«Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний»

Д. И. Писарев:
«Размножать мыслящих людей — вот альфа и омега всякого разумного общественного развития»

Н. А. Добролюбов:
«в развитии народов и всего человечества сами принципы, признаваемые главнейшими двигателями истории, зависят несомненно от того, в каком положении находятся в ту или иную эпоху человеческие познания о мире»


Илья Мечников: "Когда я писал книги, я обращался к молодому поколению в надежде, что высказанные в них мысли послужат ему в искании правды. Надежда эта, однако же, не оправдалась, и в течение целого ряда лет мы были свидетелями того, как молодые умы в России переходили от одного пути на другой, с жадностью ища верного направления, но не находя его. Одна крайность вызвала противоположную крайность, и теперь все спрашивают, где найти выход из такого положения? Ввиду этого подвергли критике решительно все основы"

Tatiana комментирует...

Sapere aude!

Immanuel Kant "Was ist Aufklдrung?
"Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине; это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! ; имей мужество пользоваться собственным умом! ; таков, следовательно, девиз Просвещения"

Нужно жить так, чтобы не нужно было лгать своим детям, и таким образом "удерживать их в невежестве"

Tatiana комментирует...

Просвещение — это выход человека из состояния бессознательности. Недомыслие заключается не в недостатке ума, а в недостатке решимости и мужества пользоваться рассудком. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! — таков девиз Просвещения. Стремление к просвещению заложено в природе Homo Sapiens так же естественно, как стремление к человеческой (разумной) жизни: здоровью и благополучию. Просвещение позволяет осознать себя и определиться в системе добра и зла, включив природный ориентир - совесть.

Пьеса Д.И. Фонвизина "Недоросль": "я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих - благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу"

Tatiana комментирует...

Похоже на то, что определение "человек разумный" - годится для "людей", только как ИДЕЯ о своей природе.

Идею же надобно воспринять лично - самоопределиться - ответить себе на вопрос "быть или не быть" утвердительно.

Осознать и принять свою разумную сущность, и только тогда можно образоваться по человечески и жить, используя свой природный шанс.

Tatiana комментирует...

Сознание не противоречит выживанию при условии исполнения моральных (этических, нравственных) норм
этика - программа "антивирус"
элементарная порядочность = это и есть вечные (высшие) ценности.

В 1991 году моей дипломной работой была "Этическая концепция иудаизма в эпоху Двух Царств" Я выбрала эту тему сама, но теперь я думаю, что она была продиктована мне необходимостью поиска компромисса осознания и выживания.

В Ветхом Завете посредством закона Бог сделал для человека ясным его печальное состояние и заставил почувствовать бедствие греха, чтобы человек научился ожидать спасения от Бога.
Бог приходит в виде СКРИЖАЛЕЙ ЗАВЕТА. Это договор, оформленный в десяти заповедях, в которых запреты на убийство, насилие, ложь, воровство, разврат.
Закон Моисея и этика Аристотеля образуют законодательство - правовые нормы, на которые опирается цивилизация.


В Новом Завете идея Благодати трансформируется из области законов в область чувств. Толкуется, как милостыня - всем без разбору, включая преступников. Стирается грань между добрыми и злыми людьми - все "хорошие" ... А в бесправии и вовсе стираются грани добра и зла, набирает силу идеология вседозволенности. Всё катится по наклонной плоскости - на дно, где люди теряют разумность и человеческие качества.

Благо дать значит спасти от невежества и темноты.
БЛАГОПОЛУЧИЕ = получение БЛАГА - нравственных заповедей.

Человек обязан получить то, что дано - принять знания (нечто вроде антивируса - защита разума от спама)

Нужно знать правила пользования разумом - уметь защитить свою человечность.

Нужно знать, как соотнести требования души и тела. Так, чтобы сознание не входило в противоречие с выживанием.


БЛАГОПОЛУЧИЕ возникает от принятия благодати - знания о том, как построить свою жизнь в согласии с миром и собой. Как сложить судьбу счастливо, не входя в противоречие с природой.

Благодать = Просвещение
БЛАГО ДАТЬ значит научить законам человеческой жизни, знанию о добре и зле.
Человек должен САМ (а не через избранных) учиться жить благополучно, то есть совмещая в себе свою телесную и духовную природу гармонично, и учиться отношениям с другими людьми и миром.


Слово "благородный" - должно быть, тот, кто наследует благо от "рода"
Что это значит? Врождённое или приобретенное, скорее всего, и то и другое...


Человек рождается, живёт и умирает, как все живые существа в мире.
И как всеми и каждым человеком руководит программа, но человеческая, а не муравьиная или тигриная, ангельская или демоническая.

Информация частично записана в человеке в виде программ поведения на уровне рефлексов, но есть и та "свободная" часть, которую нужно узнавать, используя разумность.
Так происходит и с животными - у них есть безусловные рефлексы, которые не нужно узнавать, а есть и те, что требуют обучения. Важно, чтобы программы не противоречили одна другой, а напротив, поддерживали, создавая гармонию. Тогда живое существо развивается благополучно - его жизнь складывается счастливо. И достигнутый успех передаётся потомству.

Природа человека особого свойства. Он умеет само-образовываться. Кроме врождённых программ и приобретенных от других людей, он способен настраиваться таким образом, чтобы воссоздавать недостающие ему знания о б л а г о - п о л у ч н о й жизни.
Люди способны самостоятельно извлекать информацию (знания) - из мира. Традиционно это связывают с "душой"
Дух - слово, несущее в себе определённый смысл - его нужно извлекать для осознания жизни и мира, себя самого, как совокупности природных программ, объединённых разумом в одно целое - человека.

Tatiana комментирует...

Природа человека и сообщества людей требует сочетания двух требований, предъявляемых жизнью - биологического выживания и духовного бытия. Взаимоотношения определены в иерархию приоритетов (ценностей) : это некая программа, регулирующая противоречия. Она не может быть зафиксирована в конечной форме - в математическом выражении. И даже в виде алгоритма, что тоже предполагает постоянство.

Иерархия, основанная на ценностях, предлагает вектор в выборе приоритетов. И обозначает границы, преступать которые человеку запрещено.
Вектор - этические принципы. Они сформулированы не четко, и исходят из не слишком ясных причин, объясняемых, как интуиция.

Законы - формальность, необходимая для закрепления норм поведения, делает их общепризнанными. Закон требует исполнения и даёт опору для сотрудничества и добрых отношений.

Tatiana комментирует...

Относительно закона, совмещающего духовные и материальные ценности, люди способны организоваться так, чтобы распределить права и обязанности в общежитии - в полном смысле этого слова: в общем жизненном пространстве.
Соблюдение законов позволяет избежать противоречий, решить которые люди не могут, потому что возможности ограничены.


Противоречия, решить которые нельзя, выражаются в агрессии - во всех её формах: от внутренней апатии, до чудовищных преступлений.

Есть точки на жизненном пути, которые нужно уметь ПРИНЯТЬ, а не поставить самому. Потому что "неисповедимы пути господни" и природа сама выбирает того, из людей, кто нужен ей для ЕЁ целей и задач, не ведомых человеку.

Tatiana комментирует...

Человек входит в мир, рождаясь телесно, но он должен родиться и своим сознанием. У ребёнка оно развито на интуитивном уровне. То есть, ребёнок не осознаёт того, что он мыслит. Он НЕ знает, что знает, и нуждается в том, чтобы его сознание было подтверждено. Само по себе оно включается и гаснет... проходит пунктиром: то вспоминает, то забывает. К тому же, если окружающие его люди не подтвердили его разумную природу, или, напротив, уверили его в обратном, то возникают жестокие противоречия. "Умом понимаю, но" или "по-человечески я понимаю, но..."
Происходит раздвоение личности, человек теряет самостоятельность, ориентацию в мире и даже в своей собственной душе.

Душа требует БЫТЬ, а ум хитрит, изворачивается, лжет. И чувствует свою разорванность, понимает, что "плохо"... не так, но пытается заглушить голос интуиции (совести) , требующей включения и сознательной жизни.

Tatiana комментирует...

январь 2009
В пустыне дождь.
Не дождик – дождь серьёзный:
стеной, потоком, страстный обложной –
- Дождь Победитель – вал девятый, шторм,
небесных вод ликующая щедрость!

… по капле всем песчинкам…
по глотку иссохшей глине
- водопад на камни стихии первобытной,
что хранит Потопа тайну –
древнюю мечту о чистоте грядущей

1995г

Не знаю, что будет, если капля воды прольётся на песчинку - это за пределами моего разума, а значит и МОЕЙ жизни, происходящей сейчас: от рождения до смерти.
Надеюсь, что мой сосуд не опустеет, что я не превращусь в "голема" - не одухотворенного глиняного человека, сделанного людьми, возомнившими себя волшебниками...

Естественный человек должен им БЫТЬ - осмыслять жизнь, не нарушая культурной нормы, принятой людьми в виде законов:
НЕ убивать (не лгать, не воровать....)

Нельзя требовать от человека "истины", "воскресения" (бессмертия) или "любви беззаветной" - беспредельной - добровольного и восторженного рабства - это бесчеловечно.




От человека (прежде всего, от себя самого) можно требовать, чтобы он был человеком, а не глиной, из которой можно лепить всё, что угодно - произвольно, по своей прихоти или любого другого, кто возомнил о себе, что он "супермен" или напротив - "никто"

Все законы взаимосвязаны и ограничивают агрессию "голема" - материи, из которой состоит всё сущее, включая человека. Законы культуры ограничивают подлость плоти и поддерживают благородство духа в природе Человека Разумного.

Законы нужно познавать = ИСПОЛНЯТЬ, тогда истина является в своей простоте. И жизнь наполняется смыслом.




Законы пишутся людьми и нарушаются людьми.
Писанные законы - относительны - это лишь пунктир с едва обозначенными точками... Иногда похоже на тропинку в зарослях: зарубку на дереве или сломанную ветку...
похоже на едва заметные стрелочки в лабиринте ...

Лишь иногда законы проявляют себя в доказательном "своде" - стройном здании, воплощенном в социальном алгоритме, но и тогда возникает проблема - искусственности, схематичности, структура тяготеет к авторитарности и социальным взрывам... Но и это явление можно и нужно знать.

Нельзя ВЕРИТЬ в законы, но их нужно знать (осознавать, принимать, исполнять) - придерживаться в своих полётах во сне и наяву...

Есть законы в отношениях людей:
человека и государства
человека и семьи
между родителями, детьми и внуками - они регламентирую права и обязанности, распределяют роли в культурной иерархии, а не по закону стада.

Между всеми явлениями или предметами в мире есть ОТНОШЕНИЯ, более или менее явно выраженные...
нельзя расписать все - их несчетное количество
нельзя создать и единую формулу и окончательную форму
но можно и необходимо знать ПРИНЦИП устройства отношений, подобно тому, как математике, только не для мира чисел, а для мира живых (мыслящих) людей и живых (содержащих смысл) слов.

Понимание смысла возникает по мере продвижения по жизненному пути, если цель обозначен - "добро"

Tatiana комментирует...

Учительская газета

«Не учебный предмет»



1988 год
(Татьяна С.)





Милосердие я понимаю как помощь ближнему в его стремлении к развитию, совершенствованию. Оно основано на ощущении своей причастности к миру, ответственности за всех в ней живущих, когда человек не может быть благополучным рядом со страданием, угнетением, когда он воспринимает чужое рабство как посягательство на свою свободу и достоинство.



Помните у Шекспира: «Мне видеть невтерпёж достоинство, что просит подаянье»….



Невыносимо видеть уничтожение лесов, рек, истории. Невыносимо понимать, как бездарно учим и воспитываем своих детей, как немилосердно попираем свой здравый смысл и своё будущее.



… Думаю, что при всей своей неповторимости, при бесконечном разнообразии судеб у людей есть нечто общее, без чего человек лично не может состояться. Нечто наподобие «обмена веществ, без которого неминуема смерть физическая – это обмен «Милосердием», без чего наступает смерть духовная.